8 (8482) 48-55-62
касса музея
phone 8 (8482) 48-04-07
заказ экскурсий
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен, закрыть
phone
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
found
suvenir
Sli
Sli
Sli
Sli
Slide 2
images/slider/cache/_.jpg
images/slider/cache/_.jpg
previous arrow
next arrow
Поддержать музей Поддержать музей

24 апреля в Тольяттинском краеведческом музее в рамках «Татищевских дней - 2014» прошла секция «ПАМЯТЬ МЕСТА: о мере», посвященная перспективам сохранения и популяризации культурного наследия Ставрополя-Тольятти.

Cоциальная коммуникация - движение смыслов в социальном пространстве и времени. (А.В.Соколов).


24 апреля в Тольяттинском краеведческом музее в рамках «Татищевских дней - 2014» прошла секция «ПАМЯТЬ МЕСТА: о мере», посвященная перспективам сохранения и популяризации культурного наследия Ставрополя-Тольятти. Проблема, на первый взгляд, проста: в городе 161 (сто шестьдесят один) памятник, жители, за редким исключением, считают символом города два – Татищева и памятник преданности (собаке). Хорошо знают памятники военной тематики - это традиция, подкрепляемая государственной политикой. О монументально-декоративном искусстве, уникальных мозаиках - произведениях лучших советских скульпторов и архитекторов СССР, возле которых замирают иностранные туристы (и по которым искусствоведы защищают диссертации, работая в архивах Москвы и Питера), тольяттинцы не знают. Пилотажное исследование трех поколений жителей города, проведенное в 2014 г. музеем и кафедрой социологии ТГУ, показало: жители не подозревают не только о количестве объектов, их градации (на монументы и скульптурные композиции, монументально-декоративное искусство (мозаики, панно), архитектурные объекты и ансамбли, мемориальные доски). Затруднение вызывает вопрос - кем созданы памятники города, почему именно здесь и с какой целью, как они связаны с судьбой жителей, судьбой респондента или членов его семьи. (Можно предположить, что это просто следствие оторванности человека от реальной среды в постиндустриализме, как знать.)

Титаны, проектирующие Комсомольский район (Ленинградское проектное бюро), Автозавод (выдающиеся архитекторы и проектировщики Москвы), рассматривали градостроительство как синтез разных видов искусств, а город как среду, удобную для жизни и способствующую личностному развитию каждого горожанина. И фрагменты, осколки, островки, знаки этого некогда целого оставлены нам в «наследие» – оно теперь все наше, а то ли наше все. (А то ли и не наше, мы ведь как вроде оторванные.)
Уникальные деревянные памятники Ставрополя в Тольятти (при массовой утрате традиционного деревянного зодчества в Самаре) сегодня - как изумруды и алмазы, но в том же «ящике наследия», к которому вот-вот потянутся руки городских активистов. И конечно, они потянутся к этому «ящику» вовсе не для того, чтобы найти Виноватого, который ответит «за Все», что с наследием произошло и происходит. А для того, чтобы открыть, обнаружить, назвать его, дать ему имя, определить– для себя, для друга. (А был ли друг? – вновь шепчет постиндустриализм.)

Проблема рождения смысла под названием «ценность» в пространстве социальной коммуникации на территории культурного наследия города – единственное, что может спасти наследие. (Но это ведь пафос!) Усилия специалистов – профессиональные статьи, проекты на территории наследия (и даже с грантами, вовлеченными партнерами, событийной картой и представлением качественного культурного продукта на региональном, российском и международном уровне и медиа-пространстве) – могут ничего не значить для горожанина.

Может быть, ключ – в социальной коммуникации, в городских активистах, формирующих поле, в котором смысл под названием «ценность» поселится «просто так», в самом сердце - как в мультике про подарок, который всегда обещан худшим от лучших.

Но, вовлекая активистов, возникает другая угроза – дилетанства. И вот уже идут многие – с официальными запросами, письмами, жалобами, претензиями, жаждой устанавливать новые памятники или, что еще страшнее, готовой отчетностью о проделанной работе по популяризации исторической памяти в среде школьников и молодежи, или с книжкой волонтера, или с портфолио личных достижений, подколотых в новую проектную заявку на грант.

Одним словом, на секции «ПАМЯТЬ МЕСТА: о мере» было страшно. Мера растворилась в презентациях специалистов (архитекторов, дизайнеров, журналистов, литераторов, музейщиков, фотографов) и школьных активистов, возглавляемых самоотверженными педагогами, которые писали за детей доклады, которые те читали с листа. И вроде дети теперь знают про памятники – чего же больше? Популяризация свершилась. Но какой ценой? Потряс детский видеоролик: девушки-подростки проводят фотосессию на фоне памятника с захороненной капсулой на Молодежном бульваре (послание комсомольцев послевоенной эпохи потомкам – то есть им, то есть нам). Фотосессия проходила после опроса горожан трех поколений по анкете музея и кафедры социологии ТГУ «Что для вас памятники города». И это - тоже целое, самодеятельный синтез искусств, от чистого юного сердца. (Может, конечно, и следствие постиндустриализма.)

На секции выступали много и долго, и все вроде по делу: Федор Быстров рассказывал про «Уникальную глубинку» (и бабуська с экрана смотрела на Федора и заворожено слушала его), музей с Андреем Холмовым вспоминал, как 10 лет назад ездили по селам, снимали умерших уже бабусек, традиционную домовую резьбу и дом, которого уже почти нигде и нет. Лена Супонькина рассказывала, как примирилась с прошлым страны и своим личным через походы к памятникам, как продиралась к сердцу прохожего у Монумента Славы в Парке Победы, и, наконец, продралась – люди встретились. (Конец постиндустриализму!) Маша Ракова заметила, что чем благоустроенней общественная зона вокруг памятника, тем больше времени жители проводят около него и, хочешь-не хочешь, поинтересуются, чего это он тут стоит. «От сохранности памятника этот интерес - сказала Маша - тоже зависит».

К счатью оказавшийся среди участников секции методолог Алексей Зильперт заметил, что главное, что у собравшихся есть Интерес (к теме), но его важно отделить от культурного продукта. Какого именно, Алексей не уточнил. Да мы и сами не знаем – тут он прав. (Но постиндустриализм не прав.)

В заключении приведем фрагмент доклада Михаила Солодилова, ассистента кафедры дизайна и инженерной графики ТГУ, аспиранта Самарского государственного архитектурно-строительного университета на тему "Актуализация историко-архитектурного наследия средствами архитектуры и дизайна": «Как-то я исследовал памятники Тольятти. Вот проект реконструкции «Буревестника» (объекта культурного наследия регионального значения) – пластик при отделке свесов кровли, расстекловка пластиковая. Так нельзя. Таких «буревестников» огромное количество в стране – они преобразованы в магазины, церкви, клубы. Или Варваринская церковь 19 века в Федоровке (объект культурного наследия регионального значения). Недавно сделали реконструкцию – колонны уже разрушены, свес кровли пластмассовый, металлом подшит, цоколь оштукатурен (там кирпичная кладка должна быть открытая). Когда-то барабан был деревянный – отделали то ли пластиком, то ли металлом. И золотые купола. Такую красоту (пауза). Вот здесь элементы из древнерусской архитектуры были… Мы со студентами работаем над формированием системы достопримечательностей памятных мест – как актуально наследие подавать. Можно воссоздавать разрушенные объекты выставки под открытым небом делать – общественные зоны…»

После секции Федор Быстров спросил, будет ли еще продолжаться проект «ПАМЯТЬ МЕСТА: о мере», или это – все. Конечно, будет, Федор, – ведь мы теперь вместе.

Любовь Черняева, зав.сектором проектной деятельности ТКМ, куратор «ПАМЯТИ МЕСТА: о мере».

2014 г.

  

ПАРТНЕРЫ

part1 part4  
part2 FDN1.jpg part4

 

icon vk ok

part5 part6